БОГАТСТВО «ВЫБОРА»
не исчерпывается предложенными
Зб. Бжезинским вариантами
Взгляды любого, даже самого авторитетного, ученого время от времени меняются — так было раньше, так случается и сегодня, и в этом нет ничего необычного. Однако серьезный пересмотр доктрины, которую десятилетиями выстраивал и обосновывал один из самых известных политических экспертов, заслуживает особого внимания. Именно такому пересмотру концепции современного мирового порядка и места в нем Соединенных Штатов посвящена новая книга Збигнева Бжезинского — «Выбор. Глобальное доминирование или глобальное лидерство»*.
Родившийся в Варшаве 28 марта 1928 года, выросший в Канаде и получивший образование в США Збигнев Бжезинский стал американским гражданином вскоре после получения им докторской степени в Гарвардском университете в 1953 году. Он быстро завоевал репутацию социолога, имеющего необычайно широкий кругозор: в сферу его интересов попадали как прикладные политические вопросы, так и фундаментальные футурологические проблемы. Начав с работ, посвященных политической организации «восточного блока»1, он вскоре выступил с развернутой теорией возникающего в западных странах «технотронного общества, культура, психология, социальная жизнь и экономика которого формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, а производственный процесс не является, как прежде, основным решающим фактором перемен, определяющим его нравы, социальный строй и ценности»2. К этим проблемам Зб. Бжезинский неоднократно возвращался и позже: его работы о причинах краха коммунизма3 перемежались с глубоким анализом глобальных социальных изменений4. Лишь к концу 1980-х геополитика стала практически единственным полем его исследований; за «Планом действий» (1986)5 последовала знаменитая «Великая шахматная доска» (1997)6, затем «Геостратегическая триада» (2002)7, а затем…
Научные исследования Зб. Бжезинского сделали практически неизбежным его инкорпорирование в политическую элиту послевоенной Америки. Позиционировавшись на правом фланге демократической партии, он стал членом Совета по политическому планированию госдепартамента в 1966 году, после чего возглавил группу внешнеполитических консультантов Хуберта Хэмпфри — кандидата в президенты США от демократической партии на выборах 1968 года. В 1973—1976 годах он занимал пост директора знаменитой Трехсторонней комиссии, в 1976-м был приглашен новым демократическим кандидатом Дж. Картером на пост своего главного внешнеполитического консультанта и после его победы на выборах четыре года был советником президента США по национальной безопасности, зарекомендовав себя жестким оппонентом советского вторжения в Афганистан, сторонником инициированного Р. Никсоном и Г. Киссинджером налаживания отношений с Китаем и фанатичным приверженцем политики сдерживания коммунизма во всем мире. Разнообразные заслуги Зб. Бжезинского отмечались в разное время: в 1969 году он был избран в состав Американской академии искусств и наук, в 1981-м представлен к президентской Медали свободы за вклад в развитие американо-китайских отношений, а в 1995-м стал кавалером ордена Белого орла — восстановленной незадолго до этого высшей награды своей родной Польши.
Новая работа Збигнева Бжезинского была анонсирована его статьей в «The National Interest»8, которая с первых абзацев контрастировала с большинством идей, высказанных автором всего шестью годами ранее. Если в 1997 году, оценивая положение на Ближнем Востоке, он утверждал, что «Америка слишком далеко расположена, чтобы доминировать в этой части Евразии, [и потому ee] первостепенный интерес состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство»9, то в 2004-м, после того как две страны региона фактически оказались протекторатами «далеко расположенных» Соединенных Штатов, автор с тревогой замечает, что «эта часть Евразии… будет самым непредсказуемым и опасным регионом мира… на протяжении нескольких ближайших десятилетий»10. Если в 2001 году, анализируя ситуацию, складывавшуюся в Старом Свете, он обреченно констатировал, что «Западная Европа неспособна преодолеть кризис политической легитимности и экономической жизнеспособности»11, а ее «бюрократически организованная интеграция попросту не в силах сформировать общую политическую волю, необходимую для подлинного единства»12, то в 2004-м, после того как Европа, пусть и «политически нелигитимная», торпедировала иракские планы США в ООН, а евро, пусть и обслуживающий «экономически нежизнеспособную» зону, начал оспаривать мировую роль доллара, Зб. Бжезинский увидел надежду на лучшее в том, что «только Европа, все более самоорганизующаяся в форме Европейского союза, обладает потенциальными политическими, военными и экономическими возможностями, [позволяющими ей] совместно с Америкой решать задачу [углубления и] расширения трансевразийского сотрудничества»13. Всего за несколько лет зоны сотрудничества стали очагами напряженности, слабые сателлиты — стратегическими союзниками, а основная цель политики Соединенных Штатов, прежде обозначавшаяся как «необходимость закрепить собственное господствующее положение»14 в мире, трансформировалась в задачу недопущения «внезапного завершения американской гегемонии, [которое] несомненно ввергнет мир в глобальный хаос» и альтернативой которому видится лишь «постепенное и контролируемое “рассредото- чение” власти, способное привести к становлению все более формализованного глобального сообщества, сплоченного общими интересами»(p. 2).
Что же произошло такого, что могло бы послужить столь радикальному изменению ситуации? Ответ напрашивается сам собой: террористические атаки 11 сентября, операция в Афганистане, вторжение в Ирак, а также все более явная изоляция США на международной арене. И к чести автора надо признать, что он глубоко и тщательно проанализировал новые реалии, и это сделало его книгу одним из лучших примеров оценки новой геополитической ситуации, столь не похожей на ту, которую 76-летний мэтр изучал на протяжении всей своей жизни, одной «из наиболее значимых книг, написанных об американской внешней политике после событий 11 сентября»15, работой, которая может оказаться крайне полезной для нынешних лидеров демократической партии, ибо, как уже отметили многие обозреватели, «содержащиеся в ней анализ и рекомендации выглядят более тонкими и более напоминающими подходы ответственного политика, чем последние речи и тексты сторонников администрации Дж. Буша»16.
Основные идеи, выносимые Збигневым Бжезинским на суд публики, заключены, на наш взгляд, между основным вопросом книги, сводящимся к тому, чту последует, если «нынешнее американское глобальное превосходство… в определенный момент, который способен наступить гораздо раньше, чем это допускается многими американцами, исчезнет» (р. 2), и фундаментальным предложением автора, полагающего, что Соединенные Штаты должны перейти от «одностороннего доминирования» к осуществлению роли, расплывчато обозначаемой им как «консенсусное лидерство (consensual leadership)» (см. р. 213—214). Анализируя содержание книги, мы, во-первых, остановимся на тех новых явлениях, которые, по мнению автора, качественно отличают современный мир от прежнего; во-вторых, попытаемся обобщить отмечаемые Зб. Бжезинским причины непонимания американцами масштабности происходящих в последние годы перемен и, в-третьих, рассмотрим предлагаемые им варианты выхода из сложившейся ситуации, а также его взгляды на мировой порядок XXI века в целом.
Итак, начнем с того, в чем видит маститый политолог причины, заставляющие его задумываться о возможном конце «американской эпохи».
Главное, на что в связи с этим обращает внимание автор, — это объективное нарастание неуправляемости современного мира, происходящее на фоне умножения потенциальных угроз и изменения их характера.
Зб. Бжезинский отмечает, что традиционное понятие войны уходит в прошлое; он напоминает, что последний случай ее объявления по всем дипломатическим «правилам» имел место 3 сентября 1939 года, когда послы Великобритании и Франции заявили в Берлине о том, что их страны находятся в состоянии войны с Германией (см. р. 14—15). Все отмеченные в мире после Второй мировой войны конфликты либо представляли собой внутренние междоусобицы, либо были вмешательством одних стран в дела других без объявления войны, либо вырастали из «усилий по поддержанию мира». В различных частях планеты появились мощные силы, которые трудно идентифицировать с тем или иным национальным государством, а многие из национальных государств пришли в состояние глубокого упадка. В этих условиях стало очевидным как то, что «средства нанесения серьезного ущерба более не монополизированы мощными государствами, обладающими формализованными властными структурами», что масштабы миграции и распространенность средств коммуникации предоставляют потенциально деструктивным силам небывалые возможности, так и то, что «демократическая открытость упрощает проникновение [людей] в “открытые общества” и их “растворение” в таковых, что крайне затрудняет обнаружение угроз», в то время как стабильность и предсказуемость развития таких обществ приводят к серьезным потрясениям и панике в случае нарушения привычного хода вещей (р. 44—45). Демократические западные страны привыкли считать себя сильными, но сегодня оказывается, что, с одной стороны, вся их сила практически бесполезна перед лицом новых опасностей (так, автор говорит о гипотетической возможности подрыва террористами ядерного заряда на границе американских территориальных вод, перед которой бессильны любые комплексы противоракетной обороны (см. р. 22)), и с другой стороны, именно мощь и благополучие западного мира заставляют его сегодня цепенеть от страха, поскольку «слабые обладают одним огромным психологическим преимуществом: им практически нечего терять… сильные же, напротив, могут потерять все, и эти опасения подтачивают их мощь» (р. 44).
Эта «сила слабости» становится характерной чертой нашего времени, уравновешивающей глобальное неравенство, которое выступает спутником современной глобализации (подробнее см.: р. 28, 43, 46—47). Терроризм оказывается оружием тех, кого сегодня начинают называть «“низшим классом” глобальной капиталистической системы»17, и это требует отказа от того отношения к нему, которое распространено сегодня в Вашингтоне, да и в большинстве других мировых столиц. «Tерроризм, — подчеркивает Зб. Бжезинский, — представляет собой жестокий прием устрашения (курсив мой. — В. И.), используемый индивидами, группами или государствами», и «война» против него бессмысленна, так как «бессмысленно воевать с приемами или тактикой» (р. 28). Более того, поскольку «практически за любым террористическим актом просматривается политическая проблема», «противостояние терроризму требует… не только уничтожения террористов как таковых, но определения их социальной базы, а также действий, направленных на устранение политических причин, обусловливающих их акции» (ibid.). Рассуждать о сегодняших мерах как о войне против терроризма не более разумно, чем если бы в начале Второй мировой войны кому-то заблагорассудилось определять ее как «войну против блицкрига», заключает автор.
Затрагивая в связи c этим проблемы исламской цивилизации в целом и арабского мира в частности, Зб. Бжезинский акцентирует внимание на катастрофической социально-экономической ситуации, сложившейся в соответствующих странах. Хотя в последние годы на эту тему пишут довольно много18, приводимые автором цифры производят сильное впечатление. В некоторых арабских странах и регионах безработица доходит до 46 процентов трудоспособного населения, демографическая динамика остается самой высокой в мире, а темпы экономического развития — близкими к нулю. Из сорока одной страны, где мусульмане составляют большинство населения, ни одна не считается, по международным стандартам, «свободной», а «частично свободными» признаются лишь восемь; при этом семь стран входят в список одиннадцати государств с наиболее репрессивными режимами в мире. Особую взрывоопасность ситуации придает то обстоятельство, что в большинстве исламских стран имеются немусульманские меньшинства; сами же мусульмане составляют значительные группы (до 16 процентов населения и выше) еще в девятнадцати странах, что делает этнические и религиозные столкновения почти неизбежными (подробнее см.: р. 48—49, 78—79). Однако и борьба с терроризмом, и вся американская политика в регионе практически не учитывают этих факторов, что чревато, с точки зрения автора, дальнейшим обострением обстановки (см. р. 68—71).
Во многих других регионах мира также нарастает нестабильность, возникают условия для новых конфликтов. «Мировое правительство не кажется реалистичной целью на нынешнем этапе истории» (р. 218), — признает Зб. Бжезинский, отмечая, что это требует пересмотра всей американской политической доктрины. В условиях, когда природа грозящих опасностей не вполне ясна, а методы противостояния им не выработаны, нет ничего более важного, чем определение правил поведения на международной арене и следование им. Однако, отмечает автор, «когда правила оказываются экономически невыгодными или политически нецелесообразными, Америка зачастую пренебрегает ими, и эта непоследовательность порождает сомнения в мотивах действий Соединенных Штатов, их доминирование становится все менее приемлемым, а стремление иных стран аналогичным образом попирать принятые нормы — все более выраженным» (p. 161), что в конечном итоге может ввергнуть мир в состояние, которое еще Т. Гоббс называл «войной всех против всех»19. Не менее важным считает Зб. Бжезинский и то, что линии политических противостояний не должны искусственно отождествляться с линиями этнических или религиозных различий, так как в противном случае (а анализ политики нынешней американской администрации все чаще позволяет даже западным наблюдателям считать ее направленным против мусульманского мира20 проявлением христианского фундаментализма21) «хантингтоновское видение “столкновения цивилизаций” может стать самореализующимся пророчеством» (р. 34).
Таким образом Зб. Бжезинский подходит к вопросу о том, что многие в США (и американская политическая элита не является исключением) до сих пор не осознают масштабности перемен, что требует не столько осуждения, сколько осмысления, так как речь идет о способности американцев адекватно оценивать возникающие проблемы.
Анализ этих проблем автор начинает с вполне резонного замечания о том, что, «в отличие от держав-гегемонов прошлого, Америка существует в мире нарастающих близости и стремительности, тогда как прежние империи… властвовали над фрагментированным миром, отдельные регионы которого мало зависели друг от друга» (p. IX). Переход к глобализированному и взаимозависимому миру произошел естественным образом, но при этом не существует ни общепринятого понимания глобализации, ни общего отношения к ней, что придает всем связанным с нею вопросам спорный и неочевидный характер (см. р. 140). В то же время глобализация, ставшая «естественной доктриной глобального гегемона, несомненно отражает и реализует принципы породившей ее нации» (p. 149), что становится основанием для обвинения Америки даже в том, что вовсе не является прямым следствием осознанных действий ее политической или деловой элиты. Подытоживая, можно отметить, что американцам следует не только просчитывать результаты своих действий, но и иметь в виду непредумышленные последствия своего геополитического положения и своих позиций в мировой экономике, что, разумеется, является сложной задачей и отчасти объясняет многие просчеты последних лет.
Однако более существенным кажется автору то, что Америка, сформировавшаяся как относительно изолированная от остального мира страна, имеет историю, из которой американцы объективно могут извлечь гораздо меньше уроков, чем, например, европейцы. Зб. Бжезинский останавливается всего на нескольких связанных с этим примерах, но даже из них становится ясно, сколь глубока и серьезна историческая ограниченность американского мышления.
Соединенные Штаты долгое время не нуждались в союзниках на международной арене; «в условиях, когда два океана служили идеальным средством обеспечения безопасности, а соседи на севере и юге были гораздо слабее, американцы считали национальный суверенитет как своим очевидным правом, так и естественным следствием национальной безопасности, [и поэтому логическая] связка между государственным суверенитетом и национальной безопасностью традиционна была для Америки даже более “симбиотической”, чем для большинства других стран» (p. 8). Вследствие этого современные американские политики неспособны соединить идею национального суверенитета с мыслью о необходимости согласовывать свои действия с «формирующимся глобальным сообществом», переосмыслить мир в категориях многополярности (р. 138), осознать, говоря словами Дж. Айкенберри, что «в условиях все более тесной обусловленности национальной безопасности Соединенных Штатов глобальной геополитической стабильностью эта “национальная” безопасность во все возрастающей степени определяется действиями других»22. Более того, по мере укрепления американской мощи, продолжает Зб. Бжезинский, атрофируется и восприимчивость политического класса к четким определениям собственных действий. В частности, это видно на примере предшествовавшей вторжению в Ирак риторики об «упреждающей войне», которая продемонстрировала как неспособность отличить упреждение (preemption — то есть односторонние действия, порожденные непосредственной угрозой) от предотвращения (prevention — требующего согласованных многосторонних усилий, направленных на противодействие пока еще потенциальной опасности), так и нежелание строго следовать принятым в международной практике нормам того и другого. «Неспособность такого различения, особенно обнаруживаемая сверхдержавой, которая обладает наиболее мощным арсеналом средств сдерживания, может повлечь череду односторонних “превентивных” войн, выдаваемых за войны “упреждающие”» (p. 37). В общем и целом, заключает автор, степень ответственности проводимой Америкой политики не соответствует масштабам влияния, оказываемого Соединенными Штатами на происходящие в современном мире процессы (подробнее см. р. 187).
Есть и другая опасность, обусловленная тем, что глобализация не только уменьшает способность американской политической элиты адекватно осмысливать происходящие в мире события, но и меняет природу самого американского общества. Сегодня эта проблема обсуждается на первых полосах большинства наиболее авторитетных международных изданий23, ей целиком посвящена только что вышедшая в свет и вызывающая крайне неоднозначные оценки работа С. Хантингтона24. Если двести лет назад 90 процентов населения США составляли выходцы из Европы и «потому Америка являлась традиционным национальным государством, объединенным историческими и языковыми связями, дополнявшими ее уникальное самоотождествление с грядущими новыми возможностями» (p. 190), то теперь из общего населения США «европейская по своему происхождению часть» составляет немногим более двух третей, а «трое из четырех рожденных за пределами США жителей происходят из Латинской Америки или Азии, причем это соотношение постоянно растет» (p. 193, 192). И если многие социологи задаются в связи с этим вопросом, насколько изменяются американские ценности и идеалы в новых условиях, то Зб. Бжезинский ставит перед читателями гораздо более острый (и не столь активно обсуждаемый вопрос): «Какая из этнических групп имеет ныне право определять политику США в отношении Израиля и арабского мира? В отношении Китая и Тайваня? В отношении Индии и Пакистана?» (p. 196) и сам признает, что на него крайне трудно найти ответ в ситуации, когда «американская мозаика (курсив мой. — В. И.) заменяет “плавильный тигель” как суть американского образа жизни» (p. 192).
Наконец, автор не проходит и мимо того обстоятельства, что масштабы американского доминирования серьезно сузили кругозор американцев и атрофировали их способность к глубокой оценке происходящих в мире изменений. Между тем только «слабые обретают силу посредством упрощенного изображения объекта своей ненависти, в то время как сильные слабеют, как только они опускаются до этого» (p. 46); следовательно, подчеркивает автор, современная Америка не может видеть мир в черно-белом цвете, не может и не должна следовать доктрине Дж. Буша, с уверенностью заявляющего о том, что «либо вы с нами, либо с террористами»25. Американцам не следует считать себя оплотом «силы», а Европу — воплощением «слабости»26 , как не следует им сводить существующие на Ближнем Востоке проблемы к порожденным исламским фундаментализмом (подробнее см.: р. 52—53, 56). На протяжении тех лет, когда Запад был поглощен анализом этого фундаментализма, его реальное влияние неуклонно снижалось, и если исламисты и должны благодарить кого-нибудь за резко возросшую популярность своих идей, то только Соединенные Штаты, поддерживающие Израиль, вторгающиеся в Ирак и демонстрирующие упорное «нежелание признавать историческую связь между нарастанием антиамериканского терроризма и вовлеченностью Соединенных Штатов [в конфликт] на Ближнем Востоке» (p. 31). Но и это не главное. Американцы категорически не готовы к осмыслению «двух важнейших проблем, а возможно даже — противоречий, существующих, с одной стороны, между динамикой глобализации и заинтересованностью Америки в сохранении своего политического суверенитета и, с другой стороны, между американскими демократическими устремлениями и императивами силовой политики» (p. 135). Именно поэтому американские действия все чаще встречают отторжение в остальном мире, причем даже в те моменты, когда они объективно отвечают потребностям международного сообщества.
Как же следует изменить американскую внешнюю политику? Зб. Бжезинский не предлагает отказываться от всего положительного, что ее характеризует. По сути, он считает необходимым лишь вернуться к совершенно очевидным императивам, вспомнить, что «господство не есть всемогущество» (p. 18), и в связи с этим более четко определять зоны американских интересов, не пытаясь представить весь мир в качестве таковой; признать, что, несмотря на положение Америки, дающее ей право на некоторые скидки в мировой политике, они «должны быть четко обозначены и не оборачиваться самоуправством» (p. 162), что, наконец, «Соединенным Штатам следует быть более внимательными к опасностям, возникающим вследствие их отождествления с несправедливостями глобализации, что может породить всемирную реакцию, воплощающуюся в становлении идеологии антиамериканизма» (p. 228). И разумеется, фундаментальное значение приобретает признание — не на словах, а на деле, — роли союзов и союзников в той борьбе за большую безопасность и демократизацию мира, которую ведут Соединенные Штаты, причем не только потому, что без союзников эта борьба не может быть успешной, но и потому, что в таком случае она может привести к совершенно противоположным целям.
Так мы переходим к третьей основной теме книги, в определенной мере повторяющей тему отношения США к остальным крупным геополитическим центрам современного мира, обозначенную еще в «Геостратегической триаде».
Теперь главный акцент автор делает уже не на том, какой из «центров» может стать потенциальным конкурентом Соединенных Штатов, а на том, сколь вероятны перспективы союза Америки с той или иной группой влиятельных на международной арене держав, и на том, сколь полезным может оказаться этот союз. Начнем, по понятным причинам, с оценки России.
Зб. Бжезинский прежде не был замечен в симпатиях к Советскому Союзу и России, и соответствующие интонации заметны и в нынешней его книге. Весьма сдержанное отношение к перспективам нашей страны обусловлено его убеждением, что, «для того чтобы стать потенциальным партнером, Россия не должна была бы быть столь изувечена прошлым, причем совсем недавним» (p. 66), в котором нашлось место войнам в Афганистане и Чечне, причем последняя, как подчеркивает автор, «не только нанесла огромный ущерб нравственному позиционированию России, но и продемонстрировала физические пределы ее способности вести имперские войны в постимперскую эпоху» (p. 99). Несмотря на готовность, с какой российское руководство поддержало американскую политику по борьбе с терроризмом, Россия, по мнению Зб. Бжезинского, вряд ли станет для Соединенных Штатов стратегическим союзником — как по причине своей экономической несамодостаточности и политико-военной слабости, так и вследствие ее вполне очевидных рецидивов имперскости, которых, как полагает автор, необходимо всемерно избегать. Примечательность такой позиции заключена, на наш взгляд, в том, что она подтверждает наличие в США сторонников широко распространенного в Европе мнения, согласно которому в основе российско-американского альянса, возникшего после 11 сентября 2001 года, лежал компромисс, позволявший сторонам закрывать глаза на не вполне соответствующие принципам международного права действия друг друга27.
В то же время в книге содержится весьма интересный анализ того, в каком направлении может эволюционировать Россия в наступившем столетии. Даже тактический союз России с США и их партнерами по борьбе с терроризмом «открыл перед Западом стратегическую возможность, …[заключенную в] создании предпосылок для поступательной геополитической экспансии западного сообщества в глубь Евразии» (p. 102). И Зб. Бжезинский не считает, что такая экспансия Запада на постсоветское пространство серьезно противоречит российским геополитическим интересам. Напротив, он подчеркивает, что «Россия не имеет иного выбора, если желает сохранить важнейшее из ее территориальных приобретений», ибо «можно уверенно утверждать, что без помощи Запада российское владение Сибирью не будет долгим» (p. 102—103). Cколь бы уничижительным ни казался для россиян подобный пассаж, к мысли автора следует отнестить со всем возможным вниманием. Зб. Бжезинский, на наш взгляд, прав, полагая, что основная угроза территориальной целостности России исходит ныне скорее с Востока, чем с Запада, который выступает естественным союзником новой России как в поиске ответов на вызовы сегодняшнего дня, так и в преодолении стереотипов прошлого.
Переходя к Азии, автор обращает внимание на существующие в этом регионе серьезные политические противоречия и с тревогой говорит о растущей вооруженности стран региона, о том, что США несомненно должны играть важную роль в делах Юго-Восточной Азии, оставаясь там одним из основных игроков наряду с Японией и Китаем (см. р. 109—110). Но в целом он не считает ситуацию критической. Наибольшее значение, по его мнению, в ближайшем будущем будут иметь не политические напряженности в Корее или вокруг Тайваня, а исход разворачивающейся экономической борьбы Китая и Японии за статус ведущей региональной сверхдержавы (см. р. 110).
Эта борьба сегодня только начинается; Япония выходит из «потерянного десятилетия», похоронившего ее столь радужные надежды на мировое хозяйственное лидерство, а Китай впервые ощутил себя одним из мировых экономических тяжеловесов. Однако Страна восходящего солнца не имеет серьезной военной мощи, в то время как Поднебесная серьезно зависит от западного мира и в ближайшее время не пойдет на политическую, а тем более военную конфронтацию с США, поскольку «китайцы лучше чем кто-либо другой понимают, что… любой военный конфликт, в котором им придется столкнуться с Соединенными Штатами, обернется для Китая катастрофой» (p. 118). Сосредоточенные на экономическом развитии, китайцы могут быть опасны для США как конкуренты, но не как враги. «Парадоксально, — отмечает автор, — но именно вовлеченность Китая в глобализационные процессы, а не его противостояние им, может нанести ущерб глобальному экономическому доминированию США, [так как] превращение Китая в главный “сборочный цех” современного мира способно стать основной причиной американского промышленного упадка» (p. 158). И хотя многие авторитетные эксперты крайне пессимистичны в своих оценках перспектив китайской экономики28, а крупнейшие специалисты по международной торговле уверяют, что перемещение промышленных производств в Китай не повлечет за собой деиндустриализации Америки29, в политических дебатах в год президентских выборов доминируют именно те алармистские настроения, которые нашли отражение в новой книге Зб. Бжезинского.
Как бы то ни было, очевидно, что ни Россия, ни Китай, не говоря уже об Индии или государствах Латинской Америки (которым Зб. Бжезинский, в отличие, например, от Г. Киссинджера30, вообще не уделяет серьезного внимания), не могут стать стратегическим союзником Америки в грядущем переустройстве мира. Союзником таким, как полагает автор, может быть только Европа.
Ни для кого не секрет, что отношения между США и ЕС в последние годы лишились их прежней доверительности. Попытки высокомерно принизить роль и значение Старого Света в мировой политике, ставшие весьма распространенными среди американских экспертов31, провоцируют не менее острые, но зачастую более обоснованные выступления европейских обществоведов и политиков, обвиняющих американцев в крайне примитивном понимании как глобальных, так и их собственных, внутренних проблем и противоречий32. На этом фоне подход Зб. Бжезинского к оценкам американо-европейских отношений, хотя и может показаться излишне рационалистическим, должен, на наш взгляд, быть признан разумным и взвешенным.
С одной стороны, отмечает автор, США и Европа представляют собой два культурно и исторически близких региона, оплот западной цивилизации, воплощают в себе традиции и ценности христианской культуры. Американцы, по его мнению, понимают, сколь важна для них поддержка Европой их политических инициатив; европейцы же сознают, что разрушение системы трансатлантических отношений нанесет непоправимый ущерб их интеграционным процессам (см. р. 66—67, 93—94). С другой стороны, у Бжезинского нет сомнений, что Европа стоит на пороге превращения в мощную самостоятельную силу, которая уже сейчас сопоставима с США в экономическом отношении и при необходимости может резко активизировать свои усилия в военной сфере. В отличие от многих других американских экспертов, призывающих ЕС уделять больше внимания военным проблемам, автор не только предостерегает своих соотечественников о том, что «если Европа предпримет “достаточные” усилия в сфере обеспечения своей обороноспособности, то Америке придется сполна прочувствовать всю горечь постгегемонистского дискомфорта» (p. 90), но и прямо утверждает, что «Европа, самодостаточная в военном отношении, Европа, ставшая равной Америке политической силой, поставит Соединенные Штаты перед болезненным выбором: либо полностью отречься от нее, либо в полной мере разделить с европейцами право принятия важнейших геополитических решений» (р. 91). Таким образом, главную проблему он видит в том, что США должны солидаризоваться с Европой не только потому, что им трудно обходиться без нее сегодня, но и потому, что Европе будет гораздо легче обходиться без США уже в недалеком будущем. Убедительные в целом призывы дать европейцам больше возможностей для участия в решении ближневосточных проблем (см. р. 69—70, 106) или патетические рассуждения о том, что «подлинный союз между США и ЕС [может] основываться на едином видении глобальных перспектив [и] должен порождаться общим пониманием природы современной эпохи, …равно как роли и миссии Запада как единого целого» (р. 222), представляются нам относительно второстепенными и вытекающими из того понимания проблемы, которое отмечалось выше.
Итак, каковы же выводы, к которым приходит Зб. Бжезинский? О некоторых из них мы уже говорили: Америке следует умерить свои имперские амбиции, реализовать которые она не в состоянии — как в силу собственной природы, так и по причине радикального изменения ситуации в мире в последние десятилетия, — и стать не гегемоном, а лидером, страной, которую не боятся, а уважают. Автор обосновывает эту точку зрения, обращаясь как к традициям внешнеполитических доктрин, так и к вполне прагматичным доводам.
Однако при всей убедительности основных положений новой работы признанного классика американской политологии остается один вопрос — вопрос, который в ней не упоминается и тем более не обсуждается. Сопроводив свою книгу подзаголовоком «Глобальное доминирование или глобальное лидерство?», автор, с одной стороны, подчеркивает, что гегемония США преходяща, что необходимо признать ее временный характер, сделав из этого соответствующие выводы, но, с другой стороны, он даже гипотетически не допускает того, что «выбор», перед которым стоит его страна, гораздо более широк и «глобальное лидерство» отнюдь не является единственной альтернативой «глобальному доминированию». Истории не известны случаи превращения «империй» в «лидеров», и, какой бы уникальной ни представлялась американцам их собственная страна, все ее несомненные достоинства вряд ли опровергнут исторические закономерности, состоящие в том, что державы-гегемоны никогда не сохраняли значимой роли в мире, формировавшемся после завершения периода их доминирования. И поэтому американским политологам следует гораздо более пристально изучать перспективы того резкого ослабления мощи Соединенных Штатов, которое может «ввергнуть мир в глобальный хаос», но которому сегодня нет реальной альтернативы. По-видимому, испытания, выпавшие в последние годы на долю Америки, пока не убедили ее политическую элиту в необходимости принимать в расчет даже те варианты развития событий, в возможность которых по понятным причинам не хочется верить. Но историю потому и называют наставницей жизни, что она раз за разом доказывает такую необходимость — если не современникам великих социальных потрясений, то их потомкам.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. Zb. Brzezinski. The Soviet Bloc: Unity and Conflict. Cambridge (Ma.), 1960.
2 Zb. Brzezinski. Between Two Ages. America’s Role in Technetronic Era. N. Y., 1970, p. 9.
3 См. Zb. Brzezinski. The Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the 20th Century. N. Y., 1989.
4 См. Zb. Brzezinski. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century. N. Y., 1993.
5 См. Zb. Brzezinski. Game Plan: A Geostrategic Framework for the Conduct of the U. S. — «Soviet Contest». N. Y., 1988.
6 См. Zb. Brzezinski. The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. N. Y., «Basic Books», 1997; эта работа переведена на русский язык (далее ссылки на нее приводятся по русскому изданию: Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска. M., «Международные отношения», 1999).
7 Эта работа автора была впервые опубликована в виде трех статей в журнале «The National Interest»: «Living with China» (№ 59, Spring 2000, p. 5—22), «Living with a New Europe» (№ 60, Summer 2000, p. 17—32) и «Living with Russia» (№ 61, Fall 2000, p. 5—16), — а позже издана вашингтонским Центром стратегических и международных исследований (см. Zb. Brzezinski. The Geostrategic Triad. Living with China, Europe, and Russia. Wash. (DC), 2001).
8 См. Zb. Brzezinski. Hegemonic Quicksand. — «The National Interest», № 74, Winter 2003 /2004, p. 5—16.
9 Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска, стр. 178.
10 Zb. Brzezinski. Hegemonic Quicksand, р. 5.
11 Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска, стр. 92.
12 Zb. Brzezinski. The Geostrategic Triad, р. 35.
13 Zb. Brzezinski. Hegemonic Quicksand, р. 10.
14 Зб. Бжезинский. Великая шахматная доска, стр. 254.
15 W. R. Mead. «The Choice. Global Domination or Global Leadership» by Zbigniew Brzezinski. — «Foreign Affairs», vol. 83, № 2, March/April 2004, p. 162.
16 W. Pfaff. The American Mission? — «The New York Review of Books», vol. 51, № 6, April 8, 2004, p. 7.
17 G. Soros. The Bubble of American Supremacy. Correcting the Misuse of American Power. N. Y., 2004, p. 97.
18 См., например: F. Zakaria. Failed Ideas. — http://www.fareedzakaria.com/articles/newsweek /101501_why.html.
19 Эта перспектива блестяще проанализирована в недавней работе Б. Барбера «Империя страха» (см. B. Barber. Fear’s Empire. War, Terrorism, and Democracy. N. Y. — L., 2003, р. 60—75).
20 Подробнее см. M. Mann. Incoherent Empire. L.—N. Y., 2003, р. 164—165.
21 См. T. Ali. The Clash of Fundamentalisms: Crusades, Jihads, and Modernity. L. — N. Y., 2003.
22 G. J. Ikenberry. «The Choice». By Zbigniew Brzezinski. — «International Herald Tribune», April 3—4, 2004, p. 4.
23 См., например: B. Grow. Hispanic Nation. — «Business Week» (European edition), March 15, 2004, p. 48—54; J. Contreras. Two Americas? — «Newsweek», March 22, 2004, p. 42—45; S. Huntington. The Hispanic Challenge. — «Foreign Policy», № 141, March/April 2004, p. 30—45, и др.
24 См. S. Huntington. Who We Are: The Challenges to America’s National Identity. N. Y., 2004.
25 G. W. Bush. Address to a Joint Session of Congress and the American People, September 20, 2001. — http://www.whitehouse.gov/news/releases/2001/09/20010920-8.html.
26 См., например: R. Kagan. Power and Weakness. — «Policy Review», № 113, June/July 2002, p. 3—28.
27 См., например: F. Encel, O. Guez. La Grande Alliance: De la Tchétchénie а l’Irak, un nouvelle ordre mondial. Paris, 2003.
28 См., например: L. Thurow. Fortune Favors the Bold. What We Must Do to Build a New and Lasting Global Prosperity. N. Y., 2003, p. 205, 211, 239—243.
29 См., например: J. Bhagwati. In Defense of Globalization. Oxford, N. Y., 2004, p. 125; «The New Jobs Migration». — «The Economist», February 21—27, 2004, p. 11.
30 См. Г. Киссинджер. Нужна ли Америке внешняя политика? Перевод с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2002, стр. 79—110.
31 См. R. Kagan. Of Paradise and Power. America and Europe in the New World Order. N. Y., 2003, p. 4—18.
32 См., например: R. Cooper. The Breaking of Nations: Order and Chaos in the Twenty-First Century. L., 2003, p. 46—48.
Статья опубликована в журнале "Свободная мысль-ХХI", №5, 2004.
Текст размещен на сайте с согласия автора.